Новости

Консалтинговый центр »  Новости

Вопрос о правовом регулировании деятельности самозанятых граждан все еще остается открытым

Реализация поручения Президента России от 15 июля касательно нормативного закрепления правового статуса самозанятых лиц находится под большим сомнением. Работа, которую ведет Кабинет министров уже третий год вызывает большое количество споров.

Напомним, что в 2017 году в качестве меры по выведению из тени деятельности физических лиц, оказывающих услуги по ведению домашнего хозяйства и уборки, а также репетиторов, сиделок и нянь, было принято решении об освобождении указанных категорий граждан от уплаты НДФЛ. Однако, как показали цифры статистики, лишь незначительное количество указанных граждан уведомили налоговые органы об осуществлении такой деятельности. Хотя по оценкам различных ведомств, количество самозанятых граждан в стране на данный момент составляет от 2,3 до 22 млн. человек.

В Министерстве финансов в свою очередь подготовили два законопроекта, которые внесены на рассмотрение в Государственную Думу 05.04.2018 г. В первом из них, говорится о корректировке норм Налогового кодекса по регистрации самозанятых граждан и продлении для них налоговых каникул до 2019 года. Вторым законопроектом предлагается закрепить право на ведение самозанятыми гражданами предпринимательской деятельности без получения статуса индивидуального предпринимателя, с учетом условий, изложенных в п. 70 ст. 217 Налогового кодекса РФ.

Однако, указанные законопроекты вызвали ряд вопросов у членов Общественной палаты РФ в ходе их рассмотрения 05.04.2018 г. В частности, сомнения вызывает норма, предполагающая внесение сведений о самозанятых лицах в реестр ЕГРЮЛ/ЕГРИП, что само по себе подразумевает ведение отчетности и необходимость уведомлять налоговые органы о внесении при необходимости изменений в сведения, предоставленные самозанятыми лицом. По мнению заместителя секретаря палаты Лидии Михеевой, это противоречит основной цели нормативного регулирования статуса самозанятого лица, а именно освобождения таких категорий граждан от обязательств, которые накладывает на них статус индивидуального предпринимателя.

Кроме того, члены общественно палаты отметили, что рассматриваемы законопроекты не раскрывают в полной мере важнейшие аспекты деятельности самозанятых лиц, а именно:

 

  1. Можно ли отнести к самозанятым гражданам лиц, которые совмещают такую деятельность с официальным трудоустройством. Ведь, как часто это бывает, например, учителя школ довольно часто подрабатывают репетиторами.
  2. Не определен перечень видов деятельности, осуществляя которые гражданин может получить статус самозанятого. При этом необходимо, по словам экспертов, учесть и периодичность оказания таких услуг. Ведь в случае постоянного оказания услуги одному и тому же человеку, физическое лицо уже не может считаться самозанятым, а должно заключать трудовой договор и платить налоги.
  3. И наконец, сколько и в какой форме необходимо самозанятому лицу платить за право ведения своей деятельности. В Общественной палате и Совете Федерации считают, что необходимо ограничиться стоимостью ежегодного патента. А вот в Минэкономразвития предлагают внести фиксированную ставку налога от каждого платежа в пользу самозанятого лица, например, в размере 6%, что позволит гражданину, чьи услуги имеют сезонный характер, производить уплату налога, только тогда, когда он имеет доход.

Кроме вышесказанного в ходе дискуссии были определены вопросы, над решением которых необходимо еще работать. Это и риск расширения перечня услуг, которые будет позволено оказывать самозанятым лица, что может привести к уменьшению числа лиц, получивших статус индивидуального предпринимателя или работающих по трудовым договорам и отстуствие понимания как будет осуществляться контроль над безопасностью оказываемых самозанятыми гражданами услуг. В общем, учитывая то, что на данный момент вопросов по правовому статусу самозанятых лиц больше чем ответов, скорее всего не стоит ждать выполения поручения президента в ближайшее время.


« Вернуться



Услуги консалтингового центра