Новости

Консалтинговый центр »  Новости

Зачем я хожу на работу?

Ребекка Найт

(Лонгрид)

 

У всех порой возникают вопросы, на той ли работе и в той ли компании они работают. Такие вопросы особенно терзают специалистов среднего возраста, которые пытаются найти удовлетворение, лавируя при этом между домашними обязанностями и необходимостью зарабатывать. Как справиться с этим кризисом? Какие действия следует предпринять, чтобы почувствовать профессиональное удовлетворение? Как можно бороться с тусклостью и утомительностью трудовых будней? И что делать, если настало время для решительных перемен?

Что говорят эксперты

Кризис середины карьеры имеет глубокие основания. Это не просто эпизодическая фрустрация или «особенно тяжелый рабочий проект», который вас истощает, а затянувшееся состояние под названием «Кажется, я что-то упускаю», поясняет доцент кафедры организационного поведения бизнес-школы INSEAD Жанпьеро Петрильери. По его словам, такой тип профессионального недовольства — распространенное явление среди сотрудников среднего возраста: «Средний возраст — то время, когда вы теряете иллюзию бессмертия. Вы осознаете, что возможности не бесконечны, а время ограничено», — говорит он. Даже успешные люди не обладают иммунитетом к подобным чувствам, считает коуч и автор нескольких книг Уитни Джонсон. Они спрашивают себя: «Действительно ли это то, чем я хочу заниматься?» Хотя переживать профессиональное беспокойство естественно и нормально, нужно учитывать «желание действовать», «упреждать проблему и знать, как с ней справляться», говорит Джонсон. Ниже поговорим о том, что нужно делать в таких ситуациях.

Переосмыслите проблему

Для начала определите причину своей профессиональной неудовлетворенности. «Когда вы сталкиваетесь с чувством неудовлетворенности, вы начинаете сомневаться во всем подряд. Нужно разбить проблему на части и начать с источника боли. Это сама работа? Или компания? Для каждого из ответов рецепт свой», — говорит Петрильери. Конечно, непросто переосмыслить свой профессиональный путь в среднем возрасте, когда у вас есть неотложные обязательства — ипотека, муж или жена со своей собственной карьерой или дети школьного возраста. Если вы обнаружите, что они вас сдерживают, Джонсон советует «переосмыслить существующие ограничения». Пока вы молоды и можете жить и работать в любой точке света, планировать карьеру невероятно сложно. «Но в среднем возрасте границы сужаются. Вы знаете, что вам нужно работать в определенной географической точке и зарабатывать определенную сумму денег на жизнь. Ограничения помогают», — говорит эксперт.

Небольшие перемены

Быть счастливым в своей компании, но несчастным в своей работе не такая уж и редкость. Возможным лекарством в этом случае будет обдумывание небольших «изменений, с помощью которых вы сможете улучшить свою работу», считает Петрильери. Даже если вы не в силах преодолеть обстоятельства, можно изменить микроклимат, в котором вы работаете. Например, вы могли бы найти интересный проект, объединить сотрудников с разным опытом или присоединиться к внутреннему комитету или команде, которые увлекут вас в новые направления. Также вы можете обсудить с руководством разные рабочие договоренности и планы или попросить о переводе в другой офис. Встряска рутинной жизни или обновление своих обязанностей могут оказать сильное влияние на ваше мировоззрение и перспективы. Суть в том, чтобы обдуманно «выбирать род занятий, коллег и место».

Сфокусируйтесь на обучении

Скука — один из главных виновников карьерного разочарования. «Ваша жизнь и ваша карьера — непрерывная линия обучения», — говорит Джонсон. Но когда вам исполняется сорок, вы уже знаете, что делаете, и вы хороши в этом, поэтому вам и становится скучно. Скучно не будет, если вы испытаете «дофаминовый всплеск», который приходит с познанием и достижением новых целей. Попросить начальника о повышении и взять на себя новые задачи и обязанности — очевидный вариант решения проблемы. Джонсон, однако, советует обдумать горизонтальное продвижение: «Спросите себя: карьерный рост — единственный выход? Может, не нужно подниматься по карьерной лестнице, если вы можете делать что-то интересное, что позволит вам учиться и расти?»

Если нет подходящих вакансий, Джонсон предлагает создать свою: «Найдите проблемы внутри вашей организации и обоснуйте, почему именно вы справитесь с их решением». Спросите себя, с какими трудностями сталкиваются ваши коллеги или что расстраивает клиентов. Еще один вопрос, который стоит задать: «Какую похвалу я постоянно получаю? С какими вещами я легко управляюсь, а для других они представляют сложность?» Будьте изобретательны. Подумайте, где вы можете использовать свои преимущества, чтобы привлечь или сохранить деньги компании. А затем скажите: «Мы должны это попробовать». «Не нужно ждать, пока кто-то предложит вам новую работу. Идите и создайте ее», — советует Джонсон.

Ищите смысл осознанно

Нереализованное желание приносить результат — еще один типичный источник уныния и профессиональной неудовлетворенности. Вы можете дойти до момента, когда будете работать часами, размышляя, зачем все это нужно. Помните, что «смысл жизни не постучится к вам в дверь», советует Петрильери. «Это как любовь — вам придется поискать ее, поработать над ней, вы не можете воспринимать ее как должное», — объясняет эксперт. Он предлагает найти людей, которые получают непосредственную выгоду от вашей работы, будь то потребители, клиенты или коллеги: «Когда вы получите возможность увидеть, как плодами вашего труда пользуются другие, вам будет очень трудно потерять смысл в работе».

Подумайте о смене карьеры

Если вышеуказанные стратегии не принесут желаемого эффекта, возможно, нужен решительный шаг. «Когда вы чувствуете, что вам нужна перезагрузка, нельзя это игнорировать. Если вы продолжаете держаться за такую работу, то лишь ускоряете саморазрушение», — считает Джонсон. Многие говорят, что на работе их удерживают деньги, но часто под этим подразумевается, что уход с привычного карьерного пути влечет «потерю престижа и статуса». Скажите себе честно, что именно держит вас на нынешней должности и можете ли вы пойти на риски и эксперименты. Конечно, смена профессии в середине карьерного пути выглядит пугающе. Но вспомните и о плюсах вашего положения. «У вас есть опыт, и вы себя хорошо знаете. Уже не нужно одобрение других, как это было в двадцать лет», — говорит Джонсон. Воспользуйтесь своими знаниями и тщательно продумайте, чего бы вам хотелось добиться. Петрильери считает, что в таких ситуациях поможет работа с карьерным коучем.

Боритесь со своими предубеждениями

Чувство профессиональной неудовлетворенности может сигнализировать о том, что работа тяготит вас. «Возможно, вас угнетает корпоративная культура, вынуждающая чрезмерно заботиться о своей карьере, или беспокойство вызвано мыслью, что вы держите все яйца в одной корзине и сосредоточены только на работе», — говорит Петрильери. Может быть, вам стоит найти удовлетворение вне работы: в семье, благотворительности, каком-то проекте, хобби, любимом спорте. Да, это не совсем то, о чем привыкли думать амбициозные и так называемые «успешные люди». «Принято считать, что, если вы не видите смысл жизни в работе, на вас стоит позорное клеймо. Чтобы преодолеть это чувство, отпустите себя. Окружите себя людьми, которые поддержат и не будут осуждать за стремление освободиться от внешних атрибутов успеха», — советует эксперт. В конце концов, вы не вечны. Откладывание того, к чему вы по-настоящему стремитесь, на потом может дорого обойтись. Когда, если не сейчас?

Принципы для запоминания

Что делать

1. Диагностируйте проблему. Спросите себя: «Это моя работа? Это моя компания?»

2. Ищите смысл, встречаясь с людьми, которые получают пользу от вашей работы.

3. Обдумайте горизонтальное продвижение как способ приобрести новые знания.

Чего не делать

1. Не отказывайтесь прилагать усилия для того, чтобы понемногу изменять рутину и окружающую вас рабочую среду.

2. Не ждите, что новые возможности появятся сами по себе, вместо этого поймите свои проблемы и попробуйте изменить ваш карьерный путь.

3. Не фокусируйтесь только на вашей профессии. Подумайте, как получить удовлетворение от жизни с помощью семьи, веры или хобби.

Пример первый: скорректируйте свою рабочую среду и найдите способы улучшить свою работу. Технический директор ИТ-компании Liferay Джоэл Хендли говорит, что кардинальные решения — это не всегда оптимальное решение во время кризиса, возникающего в середине карьерного пути. И в этом он опирается на свой опыт. «Для некоторых людей значительные перемены в карьере могут быть лучшим выходом, но большинству, в том числе и мне, даже небольшие изменения помогут укрепить целеустремленность и удовлетворенность своей работой».

Несколько лет назад Джоэл пережил «профессиональное недомогание»: он почувствовал, что не способен понять, чего хочет. Работа, которой он занимался 20 лет, стала казаться рутинной и бесперспективной. «Я как будто увяз, проводя одни и те же совещания и решая одни и те же проблемы снова и снова. Я не понимал, как повысить эффективность моей работы», — говорит он.

Он решил не ждать перемен, а взять инициативу в свои руки и создать работу для себя. Эту идею ему подсказал коллега.

Сначала Джоэл определил, что ему нравится и в чем он исключительно хорош. Затем обдумал, как пустить в ход свой энтузиазм и способности. Интересы и способности Джоэла фокусировались на объединении людей и организации продуктивной командной работы. «Я обожаю коллективное решение проблем. У меня пятеро детей, и я вижу пользу от общения и совместной работы и дома, и в офисе», — говорит он.

Помня об этом, Джоэл постепенно изменил стиль руководства. Он больше не воспринимает себя исключительно управленцем и отмечает, что стал оценивать результаты своей работы по тому, придерживаются ли коллеги его видения коммуникации, взаимодействия и успеха команды. «Это сделало меня ориентированным в большей степени на людей, чем на процесс, и принесло отличные результаты. Когда я расширил границы своей работы, я вовлекся в нее еще больше. Это добавило целеустремленность и удовлетворение в мою работу и работу моих коллег-инженеров», — отмечает Джоэл.

Пример второй: попробуйте поискать смысл за пределами вашей профессиональной сферы и рискнуть. Джеймс Партридж победил свою профессиональную хандру, начав карьеру заново. Он более 20 лет проработал в юридической отрасли: адвокатом частной практики, юристом в банке и наконец директором крупной консалтинговой фирмы. «В конце концов я попал в компанию, которая писала статьи о юридических операциях и управлении, но это было невероятно скучно», — рассказывает он.

Джеймс больше не чувствовал отдачи от работы: «Когда я заканчивал статью, она уходила в библиотеку ресурса. Я не знал, помог ли я кому-то и имела ли моя работа хоть какую-то ценность. Я чувствовал себя в ловушке и не знал, что предпринять».

Чтобы справиться со своим разочарованием от работы, Джеймс нашел себе хобби. Он попытался возродить фестиваль блюза с пятидесятилетней историей в городке Анн-Арбор. В течение полутора лет Джеймс с увлечением занимался планированием и сбором средств для фестиваля, который состоялся год назад и получил восторженные отзывы. По признанию Джеймса, это была самая радостная затея в его жизни.

В этом году он продолжил работать над организацией фестиваля. Хобби стало всепоглощающим. Ему предстояло сделать выбор: продолжать заниматься фестивалем или отказаться и вернуться к безрадостному существованию. Как и большинству людей, ему нужно оплачивать обучение в колледже детей, ипотеку и кредит на автомобиль.

Джеймс так размышлял над ситуацией: «У моей жены хорошая работа, и мы на протяжении всего брака разумно обращались с деньгами. Мы никогда не жили на широкую ногу и старались экономить». По этой причине он решил прислушаться к своему внутреннему голосу и оставить старую карьеру, чтобы приступить к работе в качестве исполнительного продюсера фестиваля блюза.

Джеймс признает, что его новая карьера — это тяжелая работа и маленькая зарплата. Бывают дни, когда он задумывается о возвращении к юридической практике, но одновременно он чувствует и важность своей работы. «Моя нынешняя деятельность делает людей счастливыми. Когда я был судебным адвокатом, даже в самый лучший день половина людей в зале ненавидела меня. Сейчас, когда я хожу по площадкам фестиваля, люди поют и танцуют. Даже исполнителям платят за то, что они любят. Что это, если не удовлетворенность тем, чем занимаешься?» — спрашивает Джеймс.

Об авторе. Ребекка Найт — журналист-фрилансер из Бостона, публиковалась в The New York Times, USA Today, The Financial Times и The Economist.

Источник: hbr-russia.ru

 

Материал подготовил

Руководитель КОНСАЛТИНГОВОГО ЦЕНТРА®

Рoмaн Зaйцeв

 


« Вернуться



Услуги консалтингового центра